ОБ ОПЫТЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ
Зотов В. Б., префект ЮВАО города Москвы, д-р экон. наук, проф.
Современная энергетика не может успешно развиваться без отлаженной системы энергосбережения. В масштабах московского мегаполиса недопустимо расточительное обращение с энергоресурсами, как это, к сожалению, имело место в прошлом. Нужна продуманная система управления энергосбережением в рамках государственной системы управления энергетическим хозяйством московского региона.
Крупнейшие темпы жилищного строительства, развитие торговли и промышленности, деловая активность обеспечивают постоянный рост потребности в энергоресурсах. В Москве в последнее время ежегодный рост электропотребления составлял 4,5%. В этих условиях в Москве необходимо формировать новую энергетическую политику. Департаментом топливно-энергетического хозяйства разработан закон г. Москвы «Об энергосбережении в г. Москве», принятый 5 июля 2006 г. Он ориентирован на создание правовых, экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов и конкретизации положений федерального закона об энергосбережении применительно к условиям энергопотребления в городе.
Основной резерв энергосбережения сосредоточен в объектах Комплекса городского хозяйства, особенно — жилищного фонда.
Юго-Восточный административный округ города Москвы — один из крупнейших и динамично развивающихся округов столицы. На сегодняшний день электроснабжение округа осуществляется от 4 ТЭЦ ОАО «Мосэнерго» — №№ 8, 9, 11 и 22. Передача электроэнергии производится по линиям электропередач Южных и Восточных электросетей — филиалов ОАО «Московская областная электросетевая компания». Протяженность линий электропередач — свыше 540 км.
Всего на территории округа расположено 15 подстанций (ПС) 220 кВ и 47 подстанций 110 кВ. Общая суммарная установленная мощность составляет около 12 000 Мвт. В целях достижения максимального эффекта в округе реализуется комплексный подход к проведению мероприятий по энергосбережению. Реализация идет по двум основным направлениям: пропаганда и стимулирование населения и организаций на территории округа, а также практическая реализация.
В условиях недостатка генерирующих мощностей для города выгодно вложить средства горбюджета в малозатратные и быстроокупаемые энергосберегающие мероприятия, затраты на которые значительно меньше, чем на создание генерирующих мощностей. Каждый сэкономленный киловатт-час энергопотребления снижает дефицит генерирующих мощностей, что в свою очередь повышает надежность энергоснабжения округа. Энергосбережение — не только инструмент экономии бюджетных затрат и повышения энергоэффективности, это еще и инструмент повышения энергобезопасности.
Энергосбережение — системная задача, и поэтому необходимо введение системы малозатратных мероприятий.
Первые из них — энергетическая сертификация зданий и выявление их действительного энергопотребления.
Во-вторых, требуется нормирование не только затрат энергии за отопительный период, но и всего тепло- и электропотребления в летний период. Это относится к системам кондиционирования воздуха, которые, как известно, потребляют немало электрической энергии.
Третье малозатратное мероприятие — это использование прерывистого отопления для общественных и производственных зданий, т. е. понижение температуры воздуха в помещениях в нерабочие, праздничные дни и ночное время.
К малозатратным мероприятиям следует отнести и внедрение поквар-тирных и покомнатных контроллеров, которые позволяли бы управлять потреблением тепловой и электрической энергией строго по мере необходимости.
Экономить на электроэнергии проще всего. Как правило, во всех жилых домах существует приборный учет. Экономия дает немедленный экономический результат. С другой стороны, в условиях дешевезны электроэнергии, проводимые мероприятия не дают большого экономического результата. Так, например, в жилищном фонде округа было установлено 1498 энергосберегающих светильников на сумму 300,0тыс. руб. Экономия электроэнергии за 12 месяцев составила 2790кВт/час, в денежном выражении — 6,0тыс. руб.
Ощутимый эффект для жителей в современных условиях дает установка двухтарифных электросчетчиков. Поэтому многие жители-пользователи бытовой техники переходят на стирку белья и мойку посуду в ночное время.
Анализ потребления показал, что незаконные подключения к электроэнергии, в основном для отопления, отбирают в часы пикового потребления около 1000 мВт. Около 50% электропотребления забирают непромышленные абоненты (офисные здания, торговые и развлекательные центры и т. п.). Поэтому самыми действенными, быстрыми и не требующими капиталовложений являются мероприятия по пресечению неэффективного и незаконного потребления электроэнергии.
В 2006 году на территории Юго-Восточного административного округа было выявлено и отключено от электроснабжения более 120 незаконно подключенных объектов, что позволило высвободить около 350 кВт электрической мощности.
Другим важным вопросом является обеспечение комфортной температуры в жилых домах. Наряду с теми, кто мерзнет, есть и те, кто страдает от перетопов. Как правило, это жители домов, расположенных близко к источнику теплоснабжения. Причиной перетопов является неотрегу-лированность системы теплоснабжения. Поэтому изменить ситуацию к лучшему является одной из актуальных задач.
В 2007 г. в жилом доме по адресу: Волочаевская, д. 10, и в трех общеобразовательных учреждениях по адресам: 1-й Вешняковский пр., д. 6 (школа №456), ул. Зеленодольская, д. 32, к. 6 (школа №1209), и Верхне-Золоторожский пер., д. 2 (школа №1229), Юго-Восточного административного округа в порядке эксперимента были смонтированы многоканальные тепловычислители фирмы ЗАО «ЭскоТек».
Введение систем регулирования в общеобразовательных учреждениях позволяет не только исключить перетопы, но и произвести снижение температуры в отапливаемых помещениях до 10—12 °С в ночные часы и в выходные дни, когда отсутствуют учащиеся и персонал.
Анализ эффективности систем регулирования, установленных на объектах образования ЮВАО, за отопительный период дал обнадеживающие показатели:
- по школе № 456 (1-й Вешняковский пр., д. 6) — 188,2тыс. руб;
- по школе № 1359 (Зеленодольская ул., д. 32, к. 6) — 185,2тыс. руб.;
- по школе № 1229 (Верхне-Золоторожский пер., д. 2) — 199,8тыс. руб. Поэтому принято решение данный проект распространить на все школьные учреждения округа.
Как видно, мероприятия носят пока локальный характер. Для комплексного подхода к реализации энергосберегающих мероприятий принято решение реализовать на территории Юго-Восточного административного округа проект «Энергоэффективный дом».
Существуют ли сегодня обстоятельства, стимулирующие строительство энергоэффективных и экологически чистых зданий? По мнению ряда авторитетных источников, таких обстоятельств, как минимум, два. Первое — потребительские качества здания приобретают все возрастающую роль в конкурентной борьбе на рынке жилых и общественных зданий. Второе — из-за инфляции, роста стоимости жилья и общественных помещений инвесторы считают целесообразным не продажу площадей, а сдачу их в аренду с созданием собственных управляющих компаний по эксплуатации этих зданий. В результате появляется субъект, заинтересованный в снижении эксплуатационных затрат и, следовательно, во внедрении энергосберегающих технологий.
Энергоэффективное здание — объект, где эффективное использование энергоресурсов достигается за счет применения инновационных решений, которые технически осуществимы, экономически обоснованы, приемлемы с экологической и социальной точек зрения, так как не изменяют сложившегося образа жизни.
С точки зрения теплоснабжения и климатизации, интеллектуальное здание — объект, в котором потоки тепла и массы в помещениях и ограждающих конструкциях оптимизируются с участием компьютерных технологий. Проектирование и строительство энергоэффективных зданий является экспериментальной площадкой для разработки долговременной государственной стратегии строительства, сбалансированного развития топливно-энергетического комплекса, энергосберегающих технологий производства инженерного оборудования и материалов, теплоизоляционных строительных конструкций, новых архитектурных и объемно-планировочных решений. Имеется значительный зарубежный опыт строительства таких зданий. Подобные здания уже появились и в нашей стране.
Во исполнение распоряжения Правительства Москвы № 1373-РП от 08.07.2004г. в Юго-Восточном административном округе на ул. Трофимова планируется построить экспериментальный демонстрационный энергоэффективный жилой дом общей площадью 14600 м2 со 102 квартирами.
В качестве энергосберегающих мероприятий предусматривается следующее.
- Поквартирные системы отопления с теплосчетчиками и индивидуальным регулированием теплового режима помещений.
- Система механической вытяжной вентиляции с индивидуальным регулированием и утилизацией тепла вытяжного воздуха.
- Поквартирные контроллеры, оптимизирующие потребление тепла на отопление и вентиляцию квартир.
- Ограждающие конструкции (стены и окна) с повышенной теплозащитой и заданными показателями теплоустойчивости.
- Утилизация тепла солнечной радиации в тепловом балансе здания на основе оптимального выбора светопрозрачных ограждающих конструкций.
- Выбор конструкций солнцезащитных устройств с учетом ориентации и посезонной облученности фасадов.
Для содействия реализации комплекса мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых и возобновляемых источников энергии, в дополнение к практическим мероприятиям по энергосбережению предусматривается широкая информационно-разъяснительная работа.
Чтобы привлечь внимание населения и специалистов к вопросу энергосбережения, данный вопрос широко освещается в СМИ округа. На окружном кабельном канале «Телеинформ» раз в месяц проходит прямой эфир, посвященный данной проблематике. Во всех районных газетах публикуются статьи по энергосбережению.
Совместно с представителями молодежного правительства проработан вопрос о размещении социальной рекламы на тему пропаганды экономии электроэнергии на стендах и досках объявлений. В районах Выхино-Жулебино, Кузьминки и Марьино предложено использовать для этих целей все стенды и доски объявлений — всего 4972 ед.
Совместно с Департаментом топливно-энергетического хозяйства города Москвы префектура ЮВАО размещает плакаты с пропагандой энергосбережения на информационных стендах округа. Кроме того, префектурой ЮВАО объявлен конкурс на лучший материал, посвященный стимулированию населения к энергосбережению и опубликованный в СМИ.
В 2006 году победителями конкурса признаны:
В номинации «А» на лучшее специализированное или популярное издание:
- место: журнал «Энергосбережение».
- место: журнал «Новости теплоснабжения»
- место: книга «Российское теплоснабжение. Учет и эксплуатация», автор — И. В. Кузник.
В номинации «Б» на лучшую публикацию в СМИ по стимулированию населения к энергосбережению:
- место: Ливчак В. И. Цикл статей по энергосбережению в журнале «Энергосбережение» в 2005/2006 гг.
- место: Ильин В. К. «Пути модернизации городских тепловых пунктов». Статья в журнале «Энергосбережение» №6, 2005 г.
- место: Репецкая Е. В. «Разработка структурной модели управления жилищной организацией на основе интегративного подхода». Сб. материалов конференции. М., 2006.
В номинации «В» на лучшее реализованное техническое решение или комплекс технических решений и проектов по энергосбережению в жилищно-коммунальном хозяйстве:
- место: проект «Интеллектуальный дом: первый шаг к оптимизации затрат тепловой энергии и оплат за отопление для жильцов в жилищном фонде г. Москвы». ООО Фирма «Данфосс».
- место: внедренный проект «Инженерные системы энергоэффективного жилого дома». ООО «НПО «ТЕРМЭК».
- место: внедренный объект «Реконструкция зависимых систем отопления с организацией регулирования отпуска тепла на ЦТП». ООО «Теплоблок».
Практика проведения конкурса одобрена Правительством Москвы. Принято решение о проведении этого конкурса ежегодно.
Для расширения сотрудничества в области энергоэффективных и экологически чистых технологий необходимо установить деловые и научно-технические контакты между предприятиями, фирмами, научными центрами, учеными и предпринимателями. Это будет способствовать заключению взаимовыгодных контактов и совместной деятельности по производству энергосберегающего оборудования, разработке новых экологически чистых производств и технологий в области добычи, транспорта и переработки нефти, газа, угля, электроэнергии, тепла и созданию новых возобновляемых источников энергии.
Инновациям в области энергосбережения содействуют специальные мероприятия, такие как ежегодные деловые встречи представителей научных центров, промышленности, торговых кругов, банкиров, инженеров, руководящего звена. В программы деловых встреч необходимо включать обсуждение конкретных проектов и предложений в области энергосбережения. Не менее важно регулярное проведение выставок достижений, специальных семинаров, круглых столов, лекций, брифингов. Цель этих мероприятий — организация системы отбора демонстрационных проектов и разработок, распространение информации и учет активных участников. Отбор отдельных технологий, видов продукции и услуг для повышения эффективности использования энергии следует осуществлять регулярно с участием представителей научно-технических центров и других заинтересованных организаций.
Примерами подобных деловых мероприятий в ЮВАО являются ежегодная научно-практическая конференция «Энергосбережение в городском хозяйстве», проводимая на базе Московского энергетического института (технического университета), и ежегодная специализированная выставка «Современные информационные технологии в городском хозяйстве», проводимая на базе Государственного университета управления.
В завершение хотелось бы высказать общее мнение по проблеме энергосбережения и путях ее решения.
Хорошо известно, что большой потенциал ресурсосбережения в жилищно-коммунальном комплексе является ресурсом для инвестиций в модернизацию жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, а формирование конкурентного бизнеса по управлению жилищным фондом будет способствовать ускорению данного процесса.
Перед нами стоит задача изменить стратегию развития округа, сократив энергопотребление не на проценты, а в разы. И в этой связи необходимо:
- разработать принципиально новую городскую программу по энергосбережению, создать собственную энергетическую стратегию Москвы;
- ввести систему принципиально новых целей и задач развития энергетики на уровне города и округов. Основной инструмент — плановый уровень энергоэффективности как задание Правительства и последующий контроль его исполнения;
- добиться изменения психологии использования энергоресурсов, что неотделимо от непрерывного обучения и массовой пропаганды подхода к энергосбережению;
- создать новую систему контроля и надзора за энергосбережением на базе правовых, административных и экономических мер. В Москве необходимо создать инспекции по контролю за эффективностью использования энергоресурсов;
- реализовать новую систему мотивации энергосбережения. В первую очередь это — гибкие тарифы, экономические санкции за неэффективное и нерациональное энергопотребление и использование устаревших и неэффективных технологий.